История кафедры

Кафедра «Конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производств» была образована в апреле 2011 года путем объединения кафедр: «Проектирование и экспериментальная механика машин» и «Технология машиностроения».

Каждая из кафедр имеет собственную богатую историю и свой путь развития.

Кафедра «Проектирование и экспериментальная механика машин»

Кафедра начала свое существование в 1963 году под названием «Детали машин» (ДМ), выделившись из кафедры «Техническая механика» для повышения уровня проектно-конструкторской подготовки студентов и развития НИР в этом направлении. Под этим названием кафедра существовала и развивалась в течение 20 лет. Первым заведующим был И. И. Родин, ставший позднее профессором.

Кафедра ДМ на многие годы стала кузницей кадров для себя и других подразделений вуза. Здесь начинали свой путь профессор С. В. Архипов, работавший проректором по учебной работе, деканом автодорожного факультета, заведующим кафедрой «Автомобильные перевозки», профессор В. О. Титовская за 30 лет работы издавшая большое количество монографий и учебных пособий и обеспечившая переход на компьютерные технологии проектирования, доцент М. П. Головин, работавший деканом машиностроительного факультета, д. т. н., профессор В. И. Усаков работающий главным инженером ФГУП ЦКБ «Геофизика», профессор Е. Г. Синенко, дважды избиравшийся заведующим кафедрой ТиКМС, доцент В. Г. Калюский заведовавший кафедрой НГЧ и создавший инженерно-педагогический факультет, д. т. н., профессор, зав. кафедрой ТиКМС П. Н. Сильченко, д. т. н., профессор Н. В. Василенко, работавший первым заведующим кафедрой ТиКМС.

С 1965 по 1981 г. кафедру возглавлял В. А. Турышев (впоследствии профессор) во многом определивший развитие кафедры на десятилетия. При нем было создано научное направление «Проектирование и исследование волновых механизмов», под его руководством или при его участии было защищено 7 кандидатских диссертаций, численность коллектива удвоилась, была открыта специальность «Подъемно-транспортные машины и оборудование» на базе которой была создана кафедра ПТМиР.

В это же время на кафедру были приглашены опытные производственники: доцент В. И. Сенькин работавший главным технологом Красноярского завода телевизоров, профессор Г. Н. Лимаренко, работавший главным конструктором Минского станкостроительного объединения. В итоге был получен уникальный сплав опытных производственников и молодых специалистов, что предопределило успешное развитие кафедры.

С 1981 по 1987 г. заведовал кафедрой М. П. Головин, при нем был обеспечен перевод учебного процесса на компьютерные технологии проектирования, укреплены связи с предприятиями региона (выполнялись исследования по заказам КЗК, КЗТ, ДЗНВА). С 1985 года по инициативе кафедры начата подготовка студентов специальности 071100 «Динамика и прочность машин». В это время часть сотрудников кафедры бела переведена на кафедру ТММ (теперь ТиКМС) вместе с дисциплиной «Прикладная механика».

С 1987 по 1991 г. заведовал кафедрой Г. Н. Лимаренко, ныне докторант СФУ. При нем совместно с кафедрой «СМ» (ныне кафедрой «ДПМ») была осуществлена постановка ряда новых дисциплин по специальности 071100, связанных с информационными технологиями, проектированием изделий в CAD-среде, с аналитическим, компьютерным и экспериментальным исследованием рычажных, кулачковых и зубчатых механизмов, динамики машин и приводов, вибродиагностики машинных агрегатов. Была открыта базовая кафедра «Экспериментальной механики машин» при отделе главного механика КрАЗа.

С 1992 по 2002 г. кафедрой руководил В. И. Усаков, ставший в этот период д. т. н., профессором. В 1994 кафедра «ДМ» получила название «ПиЭММ» для закрепления изменений, произошедших к этому времени в структуре дисциплин кафедры и ее роли в подготовке специалистов. С его участием была начата подготовка студентов по специальности «Системы автоматизированного проектирования», ориентированной на машиностроение. Выпускники его аспирантуры стали ведущими специалистами кафедры.

С 2001 кафедру вновь возглавил М. П. Головин. Под его руководством коллективом кафедры в рамках грантов университета были созданы: коммерческая САПР механических передач «CADTrans», пакет исследования динамического качества приводов «CADDIN», пакет исследования плоских рычажных механизмов «Mech». Кафедра, участвовала в создании «Виртуального предприятия», отвечая за внедрение в нем CAD/CAE/CAM технологий, издавая с 2001 г. ежеквартальный информационный бюллетень «CAD/CAM/CAE/CALS» в бумажном и WEB-вариантах. С 2003 г. кафедрой открыта, впервые в России, специализация 220304 «Интеграция САПР и информационной поддержки изделий».

С 1973 г. на кафедре под руководством В. А. Турышева была открыта аспирантура по специальности 05.02.02. «Машиноведение и детали машин» (ныне «Машиноведение, системы приводов и детали машин»). В настоящее время право руководства аспирантами имеют В. И. Усаков, М. П. Головин, Г. Н. Лимаренко, А. А. Иптышев.

Более двух десятков лет на кафедре ведутся интенсивные исследования узлов, передач и опор, по автоматизации проектных процедур. В результате этого опубликован комплекс работ по анализу нагруженности, надежности и динамике узлов зерноуборочного комбайна, динамике приводов технологического оборудования КрАЗа, автоматизации проектирования в машиностроении. По заказам предприятий выполнен ряд опытно-конструкторских разработок для других предприятий, реализованных в интегрированных компьютерных технологиях.

Под руководством М. П. Головина коллективом кафедры созданы программные комплексы по автоматизации проектирования механических передач «CADTRANS», рычажных механизмов «MECH», разработана и реализована автоматизированная информационная система для краевого агентства по образованию и другие разработки.

Под руководством Г. Н. Лимаренко ведутся исследования динамических характеристик механизмов различных видов технологического оборудования. В частности им была открыт новый вид передачи волновой реечной, исследованием которой, занимаются одновременно несколько аспирантов.

С середины 80-х годов кафедра «ПиЭММ» с кафедрами РиТК, ПТМиР, ТМС, ЭиАПУ участвовала в создании участка гибкого автоматизированного производства в КГТУ/СФУ. На новом уровне он реконструируется как участок компьютерного производства. Логическим следствием этих работ явилось создание учебно-исследовательской лаборатории «САПР в машиностроении».

Другим не менее важным направлением деятельности кафедры явилась создание лаборатории «Системы точной механики», под руководством В. И. Усакова. Ее коллективом был выполнен ряд работ по тематикам в области создания приводов космических аппаратов, в том числе и по федеральной межвузовской программе с внедрением результатов в практику, включая серийное внедрение. Это обеспечило подготовку и успешную защиту 3 кандидатских и одной докторской диссертаций, что подтвердило эффективность аспирантуры кафедры, а В. И. Усакову, первому в истории кафедры — получение докторской степени.

Благодаря комплексу выполненных работ по внедрению инновационных ИПИ-технологий, реализации своих инновационных разработок, кафедра, только за последние три года, выполнила ряд работ по проектам и грантам республиканского, регионального уровня и по проектам СФУ на сумму в десятки миллионов рублей, что позволило приобрести самое современное производственное, лабораторное оборудование, компьютерную технику, лицензионное программное обеспечение, получить более 10 сертификатов международного уровня по владению CAD/CAM/CAE-комплексами. На кафедре открыты учебные центры «АСКОН» и «DelCAM».

Интенсивно развивались международные связи кафедры: участие в международных форумах (Харбин, 2006 г.; Сочи, 2008 г.), выставках (Харбин, 2005, 2006 гг.; Шеньян, 2007 г.), конференциях и семинарах (Созополь, 2003 г.; Дрезден, 2005 г.; Москва, 2006 г.). Заключено соглашение о сотрудничестве между КГТУ и ХПИ (Китай). Реализована обширная программа знакомства с высшим образованием и промышленностью Великобритании (5 университетов в т. ч. Кембриджский, компьютерные производства «MAZAK», «Renishow», «DelCAM»). В течение года на кафедре обучался студент из Франции, в магистратуру Франции поступил один бакалавр кафедры.

Кафедра «Технология машиностроения»

В конце 1950-х гг. в хозяйственном комплексе Красноярского края начали активно формироваться новые и развиваться более высокими темпами уже действующие отрасли: машиностроение, энергетика, приборостроение, металлургия, химическое производство, строительство, транспорт и др. Росло количество предприятий ВПК, создавались новые научно-исследовательские институты и проектные организации. В связи с этим резко возросла потребность в инженерно-технических кадрах широкого спектра специальностей. В целях удовлетворения этой потребности Постановлением Правительства СССР от 04.08.56 г. № 1043 в столице края был создан Красноярский политехнический институт. Новый вуз возглавил Василий Николаевич Борисов, впоследствии профессор, Почетный гражданин г. Красноярска.

Первый набор студентов в КПИ был осуществлен в 1956 г. по трем специальностям, одной из которых была «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». С этой специальности началось создание и развитие механического, а с 1980 г. — механико-технологического факультета.

Инициатива в создании кафедры технологии машиностроения и решающая роль в ее становлении принадлежит ректору КПИ Василию Николаевичу Борисову, первым деканам механико-технологического факультета были Георгий Исаевич Чистяков (1958-1962) и Г. С. Елистратов (1962-1965).

Значительный вклад в развитие кафедры внесли также деканы Аркадий Михайлович Караваев (1965-1979) и Альберт Алексеевич Городилов (1981-1996).

Непосредственное участие в создании, руководстве учебно-методической работой, решении множества практических проблем жизнедеятельности кафедры — вплоть до выделения ей необходимых помещений, принимал проректор по учебной работе Михаил Иванович Киселев.

Кафедра технологии машиностроения стала первой выпускающей кафедрой механико-технологического факультета и одной из первых трех выпускающих в КПИ.

День рождения кафедры — 25 мая 1959 г., когда зам. министра высшего образования СССР С. Румянцевым был подписан приказ об организации первых трех выпускающих кафедр Красноярского политехнического института: технологии машиностроения, электрификации промышленных предприятий и установок и технологии строительного производства и строительных конструкций.

Кафедра «ТМС» была выделена из состава кафедры технологии металлов, которая первоначально вела все общепрофессиональные и специальные дисциплины специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», открытой в 1956 г. Таким образом, «праотцом» кафедры «ТМС» заслуженно можно считать Ивана Филипповича Афонского, основателя кафедры технологии металлов — крупного ученого России по металловедению и химико-термической обработке металлов. Он был первым заведующим кафедрой технологии металлов, первым проректором института по научной работе (1956-1963 гг.), первым в КПИ защитившим диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук.

Первым заведующим кафедрой «ТМС» был инженер-производственник Липецкого металлургического комбината Семен Егорович Баннов. В последующие годы кафедру возглавляли Сергей Васильевич Рылов (1961-1965), Рудольф Иванович Кутчер (1965-1967); Анатолий Георгиевич Павлов (1967-1969); Виктор Ефимович Редькин (1969-1974); Станислав Николаевич Шатохин (1974-1985); Владимир Сергеевич Соболев (1986-1992); Валентин Васильевич Летуновский (1992-1997); Альберт Алексеевич Городилов (1997-2003), Юрий Иванович Гордеев (2003-2009). С 2008 г. обязанности заведующего кафедрой исполнял Виталий Брониславович Ясинский.

Успешное становление и развитие кафедры ТМС происходило благодаря самоотверженному труду большого количества преподавателей, в разные годы работавших на кафедре. Среди них особо следует отметить тех, кто стоял у истоков.

В числе первых преподавателей кафедры были:

  • Щукин Виктор Николаевич (с 1960 г.) — кандидат экономических наук, первый преподаватель на кафедре, получивший ученую степень.
  • Ващук Николай Моисеевич (с 1962 г.) — доцент, вел курс «Металлорежущие станки».
  • Лившиц Валентина Борисовна (с 1960 г.), старший преподаватель, вела курс «Резание металлов». Первой приступила к исследовательской работе и первой из преподавателей кафедры ТМС защитила в 1963 г. кандидатскую диссертацию.
  • Евстигнеев Вячеслав Игнатьевич (с 1959 г.) организовал лабораторию технических измерений. Вел курс «Основы взаимозаменяемости». Р. И. Кутчер — его преемник по этому курсу. По курсу ОВЗ работал учебный мастер Фурсяк Федор Иосифович. Вячеслав Игнатьевич позже перешел на завод-втуз (филиал КрПИ).
  • Сиротенко Анатолий Павлович — выпускник 1962 г., вел курс «Технология машиностроения». Методические указания к дипломному проекту для специальности 0501, написанные А. П. Сиротенко и В. Н. Щукиным, стали «раритетами» для многих поколений студентов.
  • Канафодская Людмила Иосифовна — вела курс «Технология машиностроения». Она пришла на кафедру с комбайнового завода, где работала технологом.
  • Рылов Сергей Васильевич — заведующий кафедрой до 1965 г. Перевелся на кафедру ТМС из Уральского политехнического института.
  • Мосин Федор Михайлович — главный механик завода «Красмаш», вел курс «Металлорежущие станки».

В дальнейшем преподавательский состав пополнялся в основном собственными выпускниками. Первыми из них были выпускники 1961 г.: Эдуард Захарович Мартынов, Анатолий Георгиевич Павлов, Лев Николаевич Логинов, Анатолий Павлович Сиротенко и Виктор Ефимович Редькин (1962 г. выпуска).

В 1962 г. кафедра ТМС была переведена с проспекта Мира в новое здание главного корпуса института в студенческом городке.

Здесь кафедра начала новое интенсивное развитие. Если первый выпуск 1961 г. состоял из 45 инженеров, то в 1970-1980 гг. ежегодный выпуск специалистов доходил уже до 200 человек и более. Прием на первый курс составлял: пять групп дневного отделения и по две группы вечернего и заочного.

1960-1970 гг. отмечены созданием учебных лабораторий металлорежущих станков, режущего инструмента, технологии машиностроения, технических измерений и др., а также научных лабораторий по формируемым направлениям НИР кафедры.

Кафедра ТМС в первые годы своего образования проводила занятия практически по всем техническим дисциплинам специальности. В частности, кроме специальных, она вела такие дисциплины, как «Гидрооборудование станков», «Электрооборудование станков», «Экономика машиностроения», «Охрана труда» и др.

1950-1970 гг. — это период интенсивного развития и формирования традиций во всех направлениях деятельности института. Наряду с учебной и научно-исследовательской работой — субботники, хоз- и сельхозработы, художественная самодеятельность, спорт, стройотрядовское движение. Кафедра ТМС, ее преподаватели и студенты были активными участниками этих движений и начинаний.

Развитие кадрового и научно-образовательного потенциала кафедры позволило ей стать основой, исходной базовой структурой для создания на механическом факультете ряда специализированных кафедр: экономики и организации машиностроения (1964 г., первым ее заведующим стал известный ученый, В. Н. Щукин), охраны труда (1964 г., зав. кафедрой Т. Я. Шандра), полупроводникового и вакуумного машиностроения (1965 г., зав. кафедрой С. В. Рылов), стандартизации и управления качеством (1997 г., зав. кафедрой В. С. Секацкий).